О реальности галлюцинаций
На меня как-то упала книга «Рефлексы головного мозга», прижизненное издание гениального Ивана Михайловича Сеченова. Она тоненькая и в мягкой обложке, поэтому она меня не убила, но зато открылась в правильном месте. Книга явила мне следующее: мозгу все равно, имеет ли он дело с реальными событиями, с воспоминаниями о них, с тем, что ему кажется, или с тем, что он сам сейчас придумает. Вот это меня сбило с ног полностью. Потому что Сеченов не мог этого знать.
Сейчас, спустя почти 150 лет, мы это знаем. Потому что у нас есть технологии, и многие вещи могут фиксироваться объективными приборами. Если посмотреть, что делается в голове у человека во время галлюцинаций, то благодаря технике мы увидим: в мозгу у него включены механизмы, которые обрабатывают акустический сигнал, то есть речь. А туда на самом деле снаружи ничего не поступает вообще. Просто нейронная сеть загуляла и обрабатывает то, что сама и создает.
И у того, кто видит галлюцинации, мозг обрабатывает информацию, которая на самом деле не приходила человеку в глаза. То есть для человека, чей мозг порождает несуществующие объекты, они являются такой же реальностью, как для нас вот эта «реальная» реальность. Об этом же и фраза Сеченова.
Из лекции «Откуда мысль берется: разрешима ли психофизическая проблема».
Посмотреть лекцию целиком можно на сайте лектория «Прямая речь», ссылка на сборник выступлений: https://l.pryamaya.ru/e56dc
Картина «Ясновидение (Автопортрет)», Рене Магритт, 1936 г.